+7 708 973 06 68 +7 (727) 973 06 68
image

Как мы помогаем нашим клиентам

Если Вы цените свое время, средства и хотите работать с профессионалами, которые заинтересованы в успехе Вашего проекта, то ТОО "Mainstream Partners" может предложить Вам наиболее оптимальное решение для Вашего бизнеса - профессиональные услуги маркетинговых исследований, разработки бизнес-планов, дью-дилидженс (due-diligence) инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Мы не просто консалтинговая компания, мы центр развития бизнеса и исследований!

Наши преимущества >

image

Пилотные проекты Казахстана

Мы участвуем в пилотных проектах в Казахстане - Бизнес-план проекта "Строительство сахарного завода в Жамбылской области мощностью 8000 тн в сутки, ТЭО инфраструктуры СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк", ТЭО "Линии ЛРТ в г. Алматы, ТЭО концессионного проекта строительства Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), а также в проектах ЕБРР, Европейской комиссии, ЮСАИД и др.

Наши проекты >

image

Финансовые модели «Мастер проектов: бюджетный подход»


ТОО "Mainstream Partners" предлагает уникальный продукт - «Мастер Проектов: Бюджетный подход» - компьютерную модель на базе Excel для оценки эффективности инвестиций, подбора оптимальных схем финансирования проекта, а также расчета критических значений ключевых исходных параметров.

Подробнее >

image

Повышение эффективности инвестиционных проектов в транспортном комплексе Республики Казахстан

Р.А. Андруцкий – Эксперт по инвестициям, магистр экономики (M.Sc)

Опубликовано в сборнике научных трудов ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций», Алматы, 2006
В статье рассматривается роль инвестиционных проектов в повышении конкурентоспособности Казахстана с учетом общемировых тенденций и современных подходов к пониманию и определению эффективности инвестиционных проектов. Акцент сделан на выявлении ключевых проблем по основным направлениям инвестиционных проектов в транспортном комплексе и методах их устранения.
 
Миссия и глобальные цели. Встав на путь упорного и динамичного развивающегося «Центрально-Азиатского Барса», Казахстан активно набирает темпы экономического роста, сохраняя внутриполитическую стабильность и предваряя в жизнь смелые и амбициозные планы. Одной из глобальных инициатив Казахстана, связанной с необходимостью диверсификации экономики и укреплением экспорто-ориентированных отраслей, является вхождение республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран в мировом рейтинге конкурентоспособности.

Напомним, что Казахстан был впервые включен в данный рейтинг, ежегодно проводимый Всемирным экономическим форумом (ВЭФ, Швейцария) в 2005 году, заняв 61-е место по индексу растущей конкурентоспособности (MCI) и 62-е место по индексу микроэкономической конкурентоспособности (BCI), опередив такие страны СНГ, как Россия (по MCI — 75-е место и 74-е по BCI) и Украина (MCI – 84-е, BCI – 74-е) [1]. Лидерами данного рейтинга по MCI стали Финляндия, США, Швеция, Дания, Тайвань и Сингапур. Ранжирование же по BCI выглядит несколько иначе: США, Финляндия, Германия, Дания, Сингапур. Основными критериями отнесения страны к той или иной позиции в рейтинге ВЭФ являются макроэкономическая стабильность страны, темпы роста экономики, технический прогресс и устойчивость законодательства, бизнес-климат и эффективность предпринимательской деятельности.

Несмотря на благоприятное позиционирование Казахстана на мировой арене, роль локомотива экономики сохраняется за нефтегазовым сектором, чрезвычайно привлекательным для инвесторов, что во многом обусловливает отраслевую структуру инвестиционных проектов и высокую концентрацию инвестиций в таких регионах как Атырауская, Актюбинская, Западно-Казахстанская, Мангистауская и Кызылординская области. При этом во избежание моносырьевого характера экономики неотъемлемое значение имеет эффективное и рациональное использование поступлений от нефти в перерабатывающих секторах экономики, в повышении квалификации кадров и качества образования, развитии инфраструктуры и средств обслуживания, транспорте и телекоммуникациях. В этой связи возрастает роль инвестиционных проектов как признанного инструмента реализации научных достижений в практике экономической деятельности.

Отметим, что в современном понимании вопроса инвестиционный проект рассматривается шире, нежели проектно-сметная документация или отдельно проводимые мероприятия по строительству (реконструкции) объекта. Проект охватывает процессы разработки, создания, эксплуатации и преобразования объектов в течение всего жизненного цикла их существования. Эффективность инвестиционных проектов органически связана с организационными, экономическими, политическими, географическими и другими факторами, составляющими инвестиционный климат, который представляет собой совокупность возможностей деловой среды, имеющихся для ведения бизнеса в данном регионе.

Так, в условиях стабильно развивающихся рынков, сложившихся торгово-экономических связей результаты инвестиционных проектов более предсказуемы, в то время как, практика реализации проектов в странах с развивающейся, либо трансформирующейся экономической и политической системами свидетельствует об увеличении влияния на эффект проекта факторов непредсказуемости и риска. И, как следствие, в условиях неопределенности в различных фазах проекта возрастают дополнительные и непредвиденные расходы. Опросы, проведенные исследователями Всемирного банка среди 26 тысяч компаний в 53 странах мира, показали, что доля расходов компаний, обусловленных перебоями в энергоснабжении и слабо развитой инфраструктурой, коррупцией, нарушением договорных обязательств, преступностью (хищениями, затратами на обеспечение безопасности), административными барьерами (на стадии регистрации компании, таможенной очистки, лицензирования и пр.) составляет свыше 25% выручки от продаж [2, с.2].

В месте с тем, реализация проектов в развитых странах сопряжена с дополнительными издержками на конкурентную борьбу и позиционирование компании на рынке на основе создания конкурентного преимущества. Стремление капитала уйти от излишней конкуренции в высокой степени объясняет повышение инвестиционной активности в тех регионах, где спрос значительно превышает предложение. Выбор региона реализации проекта для крупных инвесторов наряду с ориентацией на общие и специализированные факторы производства связан с сопоставлением дополнительных издержек на проект в данных условиях и дополнительными выгодами, предоставляемыми инвестиционным климатом. Способность проекта, в частности его финансово-экономической состоятельности и технико-технологической проработки, сохранять свою привлекательность для инвестора в различных условиях определяет степень устойчивости и жизнеспособности проекта. С учетом изложенного, наиболее благоприятно для Казахстана комбинирование иностранных и внутренних инвестиций в зависимости от капиталоемкости и соответствия проектов национальным приоритетам республики. Важнейшим плюсом разработки и реализации совместных проектов представляется возможность интенсивной передачи знаний, технологий, опыта, методов организации труда и т.д., что является весьма актуальным для Казахстана, испытывающего потребность в ИТР, профессиональных менеджерах и экономистах международного уровня.

Специфика инвестиционных проектов в транспортном комплексе. Складывающаяся в Казахстане структура инвестиций свидетельствует о концентрации капитала в таких отраслях как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (25,7%), горнодобывающая промышленность (22,8%), строительство (11,7%), государственное управление (11,4%), обрабатывающая промышленность (10%), а доля инвестиций в основной капитал в отрасли транспорта и коммуникаций составляет 9,5% от общего объема инвестиций в основной капитал [3, с.248-249]. При этом основными источниками финансирования являются средства частных инвесторов с переменным изменением доли иностранных инвестиций и сохранении стабильного участия государственного сектора (см. рисунок далее) [3, с.247; 4, с.24].
Создание эффективной транспортной инфраструктуры является вопросом номер один в обеспечении конкурентоспособной экономики, особенно для регионов, не имеющих прямых выходов к морю. Как правило, большинство проектов в сфере транспортной инфраструктуры общего пользования (автодорог, автовокзалов, автостанций и др.) не представляют интерес для частных инвесторов и требуют значительных капиталовложений.

Инвестиции в основной капитал по формам собственности

Рис. Инвестиции в основной капитал по формам собственности

Поэтому для преодоления отставания транспортной инфраструктуры от потребностей экономики ведущую роль принимает на себя государство, которое не только определяет приоритеты развития, создает институциональный фундамент, но и финансирует социально значимые проекты. Особое внимание в рамках национальных стратегий и межстрановых инициатив уделяется реабилитации и развитию сети железных и автомобильных дорог, внедрению дифференцированного подхода к оплате налогов и сборов в зависимости от интенсивности использования транспортных средств («кто больше ездит, тот больше загрязняет экологию, а следовательно, и больше платит»), обеспечению доступности транспортного сообщения для широких слоев населения с использованием современных типов общественного транспорта, введению технологий безналичной оплаты проезда и ориентации на комфорт и потребности пассажира, безопасности транспортировки, соблюдению режима труда и отдыха водителей, а так же необратимости действия требований законодательства и технических регламентов.

Таким образом, специфика транспортных проектов состоит в первую очередь, в социально-экономической ориентации проектов, эффект от которых распределяется среди широких групп пользователей (как, например, в проектах строительства и реконструкции автодорог, мостовых переходов и транспортных развязок — в виде повышения экономичности и доступности транспортного сообщения, снижения усталости пребывания пассажиров в пути, сокращения экономически измеримого ущерба от ДТП, улучшения экологической обстановки в регионе) и не возвращает в непосредственной форме инвестору авансированный капитал.

Во-вторых, кроме целевого назначения, большую роль имеют косвенные, приращенные и каталитические эффекты от транспортного проекта, которые проявляются в создании дополнительных рабочих мест и доходов проектных, консалтинговых и строительных компаний, а так же обслуживающих и сопутствующих компаний и отраслей экономики (поставщиков строительных материалов, оборудования, организаций образования и научно-исследовательских центров, генерирующих новые идеи и технологии) и далее по цепочке добавленных стоимостей проявляются в получении выгод и доходов предприятий торговли ТНП и культурно-бытовой сферы.

В-третьих, нередко кроме первоначальных капитальных вложений, расходы на ремонт и содержание объектов проектирования становятся прерогативой государства. Примерами такого рода, могут быть проекты строительства автомобильных дорог, метрополитенов, открытия новых маршрутов общественного транспорта в малонаселенных районах с низкой площадью застройки, но имеющих социальное значение.

В-четвертых, методики оценки экономической эффективности транспортных проектов в силу изложенных выше причин зачастую выходят за рамки принятых в проект-анализе подходов к определению жизнеспособности проекта. При этом, наряду с измерением прямых и косвенных эффектов, ключевое значение имеет вариантное сравнение, а не абсолютная экономическая эффективность.

Практика технико-экономического обоснования инвестиционных проектов показывает наличие широкого спектра проблем:
1. действующие нормативные акты не всегда учитывают специфику инвестиционных проектов. Так, например, СНиП РК А.2.2-1-2001 [5] рекомендует примерный перечень утверждаемых технико-экономических показателей (ТЭП), как для объектов производственного назначения (включает в т.ч. показатели рентабельности, чистой прибыли и др.), так и для общественных зданий и сооружений (предлагает включать показатель чистой прибыли и т.п. «по необходимости»), а так же жилых зданий (не включает показатели коммерческой эффективности). При этом, очевидно, «необходимость» включения в перечень ТЭП проекта отмеченных показателей остается на усмотрение органов экспертизы и согласования проектов. Более поздний документ — Приказ и.о. МЭБП РК [6], не отменяя предыдущий документ, включает в перечень ТЭП показатели коммерческой эффективности в качестве обязательных, что ставит некоммерческие проекты в уязвимое для субъективной оценки положение;
2. игнорирование инвесторами таких предпроектных исследований как анализ инвестиционных возможностей, предварительное ТЭО, что обычно объяснятся стремлением к экономии средств, которая на деле приводит к недооценке факторов риска, не проработке схем и источников финансирования, которые к моменту разработки ТЭО должны быть конкретизированы;
3. отсутствие четкой нормативной определенности и правил, поясняющих для каких типов проектов, финансируемых из госбюджета, должно разрабатываться ТЭО (включая расчеты финансово-экономической эффективности), а для каких нет;
4. отсутствие налоговых льгот и преференций для предприятий общественного пассажирского транспорта, выполняющих, по сути, социальную функцию;
5. недоступность кредитов для малых предприятий транспортного комплекса на обновление парка подвижного состава, из-за отсутствия ликвидного залога и непрозрачности финансовых потоков таковых;
6. длительность процедуры получения инвестиционных преференций (сейчас это 30 дней для рассмотрения заявки, + 5 дней подготовки контракта, + 5 дней регистрации уполномоченным органом);
7. отсутствие систематического мониторинга и исследований рисков реализации инвестиционных проектов (а эта работа очень актуальна и вполне по силам ЦМАИ);
8. синдром страха казахстанских компаний и закрытость для обмена информацией. Корректирующие мероприятия по улучшению инвестиционного климата и качества проектов должны быть направлены на:
9. Механизмы повышения эффективности инвестиционных проектов. Видение решений. Для повышения эффективности реализации инвестиционных проектов необходимо четко определить проблемные места на различных стадиях проекта, начиная с постановки целей проекта и заканчивая его эксплуатационной и ликвидационной фазами. С этой целью весьма плодотворной может стать практика проведения круглых столов с участием представителей государственных структур, частных инвесторов, проектных организаций и независимых консультантов с привлечением (при необходимости) представителей масс-медиа.

Это позволит наилучшим образом учесть интересы общества, государства и частного бизнеса.

1. Совершенствование и развитие нормативно-законодательной базы и усиление контроля на уровне местных исполнительных органов, в частности упрощение порядка и сроков получения инвестиционных преференций, обеспечение транспарентности регистрации недвижимости, лицензирования и тендерных процедур.
2. Инициирование отнесения сектора перевозок пассажиров городским общественным транспортом к социальным видам деятельности, освобождаемых налоговым законодательством РК от НДС.
3. Обновление и обеспечение большей ценовой доступности методических рекомендаций и норм проектирования (СНиП), в частности в области обоснования эффективности инвестиционных проектов.
4. Повышение внимания к анализу отклонений в ходе реализации инвестиционных проектов государственных и частных структур.
5. Разработка рекомендуемых нормативов финансово-экономических коэффициентов для предприятий различных секторов экономики.
6. Публикация прогнозов развития отраслей и секторов экономики Министерством экономики и бюджетного планирования для обеспечения качества подготовки долгосрочных проектов.
7. Подготовка квалифицированных кадров в сфере разработки и управления проектами в соответствии с международными требованиями, способных к постоянному повышению знаний, обладающих творческим подходом и способных решать новые задачи. 
8. Принятый Казахстаном курс на повышение конкурентоспособности экономики, а так же политика поддержания стабильного инвестиционного климата и планомерного снижения налогов обеспечивают благоприятный имидж республики в мировом сообществе. При этом отметим, что успешность достижения поставленных приоритетов будет во многом зависеть от постоянного сопоставления сильных и слабых сторон существующего положения, а так же вытекающих из него угроз и возможностей дальнейшего развития.

Литература

1. Global Competitiveness Report 2005-2006. — World Economic Forum, Geneva, 2005. — http: // www.weforum.org./.
2. World Bank Investment Climate Surveys. Доклад о мировом развитии 2005: Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения. Обзор. – МБРР, ВБ, 2004.
3. Краткий статистический ежегодник Казахстана. Статистический сборник. – Алматы, 2006.
4. Инвестиционная деятельность в Республике Казахстан. Стат.сборник. – Алматы, 2005.
5. СНиП РК А.2.2-1-2001 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (утверждена Приказом Председателя Комитета по делам строительства Министерства экономики и торговли Республики Казахстан от 17 мая 2001 года № 109).
6. Приказ и.о. Министра экономики и бюджетного планирования РК «Об утверждении требований к технико-экономическому обоснованию бюджетных инвестиционных проектов (программ)» от 30.09.2004 № 144.


Связаться с нами

Бесплатная консультация

Отправьте заявку Online

Новости компании

Mainstream partners - Достояние отрасли!

В 2024 году Mainstream partners получило почетную награду «Достояние отрасли» от Национального информационно-аналитического центра! 

Стратегическая сессия для оптово-распределительного центра

21 мая 2024 директором Mainstream partners Романом Андруцким проведена Стратегическая сессия по формированию видения создания оптово-распределительного центра в Алматинской области ИП ''КХ ''Заозерный'' бренда ''Добрый продукт''

Mainstream partners выступило партнером Международного Форума Женского Предпринимательства Women in Business!

Ежегодно Международный Форум Женского Предпринимательства Women in business объединяет порядка 300 женщин из бизнеса, банковской сферы, государственных и общественных организаций!  В 2024 году Mainstream partners стали партнером Форума и разработали новый сайт www.wib.kz!

Укажите свой номер телефона

Мы вам перезвоним