В 2024 году Mainstream partners получило почетную награду «Достояние отрасли» от Национального информационно-аналитического центра!
Интервью Р. Андруцкого для Журнала «Эксперт Казахстан»
«MAINSTREAM PARTNERS»
Интервью и пресс-релизы
НОВОСТЬ ПОЛУЧЕНА С САЙТА
www.expert.ru/kazakhstan
Источник цитаты: Журнал «Эксперт Казахстан» №8 (156)
Гость: Р. Андруцкий
Тема: Инфраструктурные проекты
Журналист: Т. Ташимов
Фото: Р.А. Андруцкий
Дорога с двусторонним движением
25 февраля 2008
О проблемах, режиме и перспективах ГЧП в Казахстане мы поговорили с главным экономистом по бизнес-планированию ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций» Романом Андруцким.
– При каких условиях инфраструктурные проекты, которые предполагается реализовать на принципах ГЧП, станут инвестиционно привлекательными для казахстанского бизнеса?
– Основным условием привлекательности инвестиций в инфраструктурные проекты является достижение максимального баланса интересов государства, частного сектора и доступность объектов инфраструктуры потребителям. Реальное разделение рисков и гарантии стабильности контрактов, вот, пожалуй, основные факторы успеха крупных инфраструктурных проектов. Пока в Казахстане нет реального разделения рисков, поскольку по действующим нормам концессионер должен профинансировать проект, застраховать привлекаемый капитал, если он хочет получить правительственные гарантии или поручительство, обеспечить эффективную эксплуатацию и окупаемость объекта и передать его в установленный срок государству. Очевидно, что передаваемое концессионеру имущество в виде натурного гранта также переходит в собственность государства. Таким образом, государство сохраняет за собой пассивную позицию.
– Что мешает использованию механизмов ГЧП в Казахстане?
– Перед тем как сделать покупку в магазине, особенно дорогую, мы обязательно подумаем, отвечает ли продукт нашим требованиям, предпочтениям по сроку службы, качеству. Взвесим все, что принято называть потребительскими характеристиками. Инвестор, перед тем как вложить свой капитал в тот или иной бизнес, делает свой SWOT-анализ (применяется для стратегического планирования. – «ЭК»), тщательно оценивает выгоды, затраты, риски и альтернативные варианты инвестирования.
Поэтому ряд предложенных правительством концессий буксует из-за недостаточной внутренней нормы доходности (IRR), длительности возможного срока окупаемости инвестиций, отсутствия надежного гарантированного рынком спроса на услуги и продукты этих проектов. Соотношение требуемой инвестором премии за риск и реальная отдача от проектов не выдерживается, потому для таких проектов государству необходимо разрабатывать новые модели ГЧП, возможно, использовать софинансирование, а в каких-то случаях и прямое субсидирование. Эти механизмы не предусмотрены действующим законом «О концессиях», хотя могли бы реанимировать ряд проектов.
– Как разделить функции между государством и бизнесом?
– Государство могло бы взять на себя финансирование инфраструктуры, а частные партнеры – заплатить за оборудование и другие производственные фонды. Эта схема успешно применена при создании транспортной автобусной системы Transmilenio в Боготе. Так, частный сектор обеспечил услуги перевозки пассажиров и приобрел подвижной состав, а государство профинансировало проектные и строительные работы по обустройству остановочных пунктов, обособленных полос, системы светофорного регулирования и др.
В Казахстане создание собственного автобусного парка частным перевозчикам не по карману. В случае если такая инфраструктура будет предоставляться государством, то поступления от перевозки пассажиров могли бы покрывать текущие затраты и инвестиции на приобретение автобусов. Эта форма обеспечила бы контроль со стороны государства и повышение качества услуг, выведя из тени один из секторов экономики.
– Что может получить государство от привлечения субъектов отечественного бизнеса к крупным инфраструктурным проектам? Что в свою очередь получит бизнес от участия в ГЧП?
– По green fields-проектам государство получит новые объекты инфраструктуры после окончания срока концессии. Если речь идет о уже существующих объектах, то основным мотивом для государства считается признание того факта, что частный бизнес – эффективный менеджер, который не может рассчитывать на финансирование из бюджета и должен организовать деятельность таким образом, чтобы покрыть свои затраты, обеспечить приемлемую маржу при достойном качестве продукта (услуг).
Большое значение для государства имеет возможность привлечения дополнительных вливаний в те сферы, финансирование которых лежит тяжелым бременем на бюджете и в то же время без определенных уступок не привлекает частный капитал. Инвестор ориентируется как на возможность получения доходов от дополнительного вида деятельности, так и на открывающиеся преимущества в виде инвестиционных преференций, доступа к более дешевым источникам финансирования и находящихся в собственности государства активам, предоставляемым в виде натурных грантов.
В 2024 году Mainstream partners получило почетную награду «Достояние отрасли» от Национального информационно-аналитического центра!
21 мая 2024 директором Mainstream partners Романом Андруцким проведена Стратегическая сессия по формированию видения создания оптово-распределительного центра в Алматинской области ИП ''КХ ''Заозерный'' бренда ''Добрый продукт''
Ежегодно Международный Форум Женского Предпринимательства Women in business объединяет порядка 300 женщин из бизнеса, банковской сферы, государственных и общественных организаций! В 2024 году Mainstream partners стали партнером Форума и разработали новый сайт www.wib.kz!