+7 708 973 06 68 +7 (727) 973 06 68
image

Как мы помогаем нашим клиентам

Если Вы цените свое время и средства, то компания «Mainstream Partners» может предложить Вам наиболее оптимальное решение для Вашего бизнеса - профессиональные услуги маркетинговых исследований, разработки бизнес-планов, дью-дилидженс (due-diligence) инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Мы не просто консалтинговая компания, мы центр развития бизнеса и исследований!

Наши преимущества >

image

Пилотные проекты Казахстана

Специалисты нашей компании занимают ведущие роли в разработке пилотных проектов в Казахстане - Линии рельсового скоростного транспорта в г. Алматы (ЛРТ), концессионного проекта строительства Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), а также участвовали в проектах финансируемых ЕБРР, Европейской комиссией, ЮСАИД и др.

Наши проекты >

image

Финансовые модели «Мастер проектов: бюджетный подход»


«Mainstream Partners» предлагает уникальный продукт - «Мастер Проектов: Бюджетный подход» - компьютерную модель на базе Excel для оценки эффективности инвестиций, подбора оптимальных схем финансирования проекта, а также расчета критических значений ключевых исходных параметров.

Подробнее >

image

AD HOC анализ инвестиций на основе CBA

Р. Андруцкий – эксперт проекта «Укрепление возможностей по транспортному обучению в странах СНГ (ТРАСЕКА)» (ЕС, магистр экономики (M. Sc) Журнал «Учет и Финансы», Выпуск №1 Январь 2009 г.

Полный текст статьи доступен для скачивания (PDF) 

СВА или метод затрат и выгод: основные шаги

Cost-benefit анализ представляет собой совокупность способов для проверки возможности изменений или необходимости отказа от них. Как определяет CBA “12 Manage executive track”, это, прежде всего, взвешенный подход к принятию решений, при котором все положительные элементы (притоки наличности и нематериальные выгоды) кладутся на одну чашу весов, а все отрицательные элементы (затраты и убытки) на другую [3].

Другое определение Cost-benefit анализа позволяет рассматривать его как формальную дисциплину для оценки ситуаций для проекта или предложения, которая известна как процесс оценки проектов, а также как неформальный подход к принятию решений различного рода[4]. В зависимости от того, где применяется CBA, может использоваться аппарат как количественной, так и качественной оценки. Различие наглядно можно представить себе при использовании CBA для анализа эффекта от программы повышения культурного и образовательного уровня студентов вузов или традиционного анализа решений инвестора об инвестировании средств в паевой фонд или направлении свободного денежного потока в модернизацию мощностей действующего предприятия.

СВА также следует различать по уровням решений на анализ изменений на макро и микро уровнях. Каждому уровню будут соответствовать определенные формальные процедуры оценки и отбора решений. На практике для объектов, финансируемых на безвозмездной основе и не требующих выработки сложных инженерных и финансовых решений, СВА может не применяться и соответственно не разрабатывается предпроектная документация (ПТЭО, ТЭО). Например, в США решения по демонополизации рынков, отмене субсидирования и протекционизма сохранения рабочих мест, либерализации торговли в отдельных отраслях экономики принимаются с использованием cost-benefit анализа и различных математических моделей (частичного и общего равновесия рынков).

Как отметил идеолог модели регулируемой рыночной экономики Кейнс, воплощенной в экономической политике США Ф.Д. Рузвельта, “наша цель … состоит в том, чтобы выяснить, чем определяется в каждый данный момент национальный доход конкретной экономической системы.… Нашей конечной задачей является выбор тех переменных, которые могут находиться под сознательным контролем или управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем”.[5] Проводя временную параллель нельзя не согласиться с этим высказыванием, которое относится к периоду рецессии 30-х годов XX века, особенно в существующей ситуации перекоса глобальных рынков. Вместе с тем, следует отметить, что, как и методы регулирования экономики отличаются в разных странах, так и cost-benefit анализ в каждой стране может иметь свои особенности.

В наиболее распространенной теории CBA предполагает следующие компоненты анализа, которые иногда распределяются на семь или восемь шагов:
1. Определение целей инвестиций (Project objectives definition);
2. Идентификация и приоритизация проекта (Project identification and prioritization);
3. Анализ осуществимости и вариантные сравнения (Project feasibility and option analysis);
4. Экономический анализ (Project economic impacts analysis);
5. Анализ эффективности инвестиций (Project investment analysis);
6. Анализ финансовых коэффициентов (Project financial ratios analysis);
7. Многокритериальный анализ (Multicriteria analysis);
8. Анализ проекта в условиях неопределенности (чувствительность и риск) (Project risks and sensitivity analysis).

Определение целей является отправной точкой для анализа и в зависимости от сформулированной цели позволяет выбрать глубину анализа, набор показателей. В этой части должна указываться иерархия целей (высшие, общие, специальные) с учетом характера проекта. То есть проекты могут иметь как исключительно социальное, культурное значение, или напротив быть исключительно коммерчески направленными и объективно не приносить выгод обществу, так и совмещать в себе социально-экономические и коммерческие преимущества. Правильно выбранные цели помогут ответить на вопрос: “достигнут ли проектом намеченный результат и отражает ли проведенный анализ все стороны проекта?”.

Идентификация и приоритизация проекта предполагает установление институциональных, финансовых, организационных рамок проекта, руководствуясь категориями “количество” и “качество”. Прежде всего, идентификация должна определить конкретные задачи и механизмы для достижения поставленных выше целей, раскрыть сущность проекта. При этом должны ясно формулироваться приоритетные области анализа, если таковые существуют. Приведем пример. “В рамках проекта предполагается построить взлетно-посадочную полосу в аэропорту “L—City”, позволяющую принимать воздушные суда всех типов. Ввод в эксплуатацию новой полосы обеспечит увеличение количества обслуживаемых судов и стимулирует рост доходов аэропорта и региона проекта в целом.

Анализ будет охватывать выгоды и затраты связанные непосредственно со строительством, эксплуатацией взлетной полосы как на аэропорт, включая влияние на финансовые результаты, изменение численности и профессионального уровня персонала, модернизацию оборудования и сопутствующей инфраструктуры, так и на изменение уровня доходов и занятости в сфере авиаперевозок, агентской деятельности, перевозки прибывающих и отправляющихся, сохранности грузов и авиационной безопасности, гостиничного комплекса и качества сервиса”. Иногда в мультипроектах СВА должен рассмотреть эффективность субпроектов и подсказать наилучший вариант совместной реализации. Приоритеты проекта выбираются в соответствии с государственными программами, стратегиями, законами и так далее. Финансовые и временные границы проекта также должны быть определены, что позволит, к примеру, определить приоритет использования в проекте местных и более дешевых материалов, создавая экономию единовременных затрат, но менее износостойких или наоборот более дорогостоящих, но долговечных материалов, обеспечивающих экономию текущих затрат в течение предполагаемых 20-30 лет эксплуатации.

Анализ осуществимости и вариантные сравнения согласно европейскому руководству по CBA “Guide to cost-benefit analysis of investment projects” (ЕС) не должен ограничиваться инженерными, техническими аспектами. Внимание должно концентрироваться и на маркетинговых, организационных сторонах проекта, выборе альтернативных вариантов достижения, в том числе и социально-экономической эффективности. Из анализа должно быть видно, что предложенный вариант является наилучшим из всех возможных.

Альтернативами в примере аэропорта “L-City” могут быть варианты:
1. реконструкции существующей взлетно-посадочной полосы;
2. строительство новой полосы.

Так же в техническом анализе будут проанализированы наилучшие опции по размещению полосы с учетом генерального плана аэропорта и прилегающих территорий, это связано и с аспектами землепользования и безопасности. Большое значение на данном шаге имеет надежность и сопоставимость применяемой информации, которые сильно зависят от компетентности источников. Чтобы информация была достаточно полной, необходимо использовать в проекте исследования предыдущих лет, инженерные и другие изыскания, проекты аналоги, статистические данные, официальные программы и планы развития, обзоры аналитиков, финансовые отчеты, материалы периодических изданий и СМИ, а так же видение ситуации всеми заинтересованными сторонами.

Экономический анализ предполагает учет влияния проекта на основные группы пользователей и участников проекта, включая прямые, косвенные, каталитические и другие эффекты. Если, например, положительным образом строительство взлетной полосы повлияет на финансовые результаты работы аэропорта, позволит увеличить уровень занятости на период строительства и в последствии за счет развития дополнительного сервиса для обслуживания прибывающих/отправляющихся пассажиров, снизит износ воздушных судов при взлете и посадке, снизит количество аварий, то негативным эффектом, может быть увеличение шумового загрязнения для жителей домов в районе аэропорта за счет возросшей интенсивности полетов. Следовательно, проектом должны быть предусмотрены мероприятия по шумовой защите, посадке лесополосы.

Анализ эффективности инвестиций производится в разрезе основных вариантов реализации проекта с учетом временной стоимости вложений, текущих затрат и доходов от проекта (time value of money). В случае, если проект показывает отрицательные результаты, необходимо пересмотреть условия его реализации, используя по возможности иную схему финансирования, налоговые преференции или вариант концессионной модели. Анализ инвестиционной эффективности дополняется Анализом финансовых коэффициентов (Profitability Ratios, Operating Efficiency Ratios, Liquidity Ratios, Solvency Ratios), который позволяет проанализировать промежуточные результаты деятельности по шагам проекта и при необходимости разработать механизм хеджирования.

Многокритериальный анализ раскрывает влияние всех факторов, которые не могут быть учтены в финансовом и экономическом анализе, например политическую обстановку, общественные блага и психологический климат, защиту окружающей среды, безопасность, культурный и образовательный уровень и другие эффекты неподдающиеся количественной оценке[6].

Анализ проекта в условиях неопределенности (чувствительность и риск) основывается на постулате о том, что реализация проекта всегда связана с той или иной степенью неопределенности, вызванной отсутствием точного представления о будущем. Степень этой неопределенности является главным источником риска, поэтому риск анализ рассматривает имеющие место риски проекта, ключевые источники рисков, возможный ущерб и диапазон изменений. Оценка чувствительности проекта характеризует степень устойчивости проекта к воздействию различных факторов риска и неопределенности, изменению основных управляющих параметров проекта, что проявляется в возможности отклонения от прогнозируемых результатов.

Общая процедура СВА представлена на следующей схеме, которой рекомендуется придерживаться экономистам, для того чтобы получить всестороннее представление о проекте и представить инвестору достоверную картину по всем направлениям оценки.

Ссылки на источники:

[1] Межгосударственный статистический комитет СНГ, 2008.
[2] Statistical Yearbook for Asia and the Pacific 2007». United Nations publication, 2007, ST/ESCAP/2475.
[3] Cost Benefit Analysis: a weighing-scale approach for decision making. – www.12manage.com/
[4] Cost Benefit Analysis. – www.en.wikipedia.org/w/
[5] Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978.
[6] Cost Benefit Analysis in Romania. // Ad hoc analysis to support the management of the operational programs. // NEA Transport Research and Training, 2007.


Выгодное предложение

Программа "Мастер-проектов: бюджетный подход"

Отправьте заявку Online

Новости компании

Предложение о продаже готового бизнеса: бутик женской одежды в ТРЦ "Grand Park"

Mainstream Partners участвует в подготовке к продаже действующего бизнеса: бутика модной женской одежды из Турции с товаром, оборудованием, манекенами и мебелью "под ключ"! За презентацией и информацией о бизнесе обращайтесь в наш офис. 

Поддержка казахстанского производителя высокотехнологичной одежды и получение гранта в НАТР увенчались успехом

Mainstream Partners успешно поддержали ТОО «КазСПО-N» - казахстанского разработчика и производителя высокотехнологичной спортивной одежды, один из брендов известен, как ZIBROO, соответствующей самым современным стандартам

Подписано соглашение для привлечения инвестиций из Сингапура

Первая встреча Mainstream Partners и ТОО «Link Invest Capital» состоялась в конце августа 2016 г. Итогом переговоров явилось установление сотрудничества по инвестиционным и консалтинговым проектам.

укажите свой номер телефона

Мы вам перезвоним